Кружки и секции: с чего начать?
Кружки и секции: с чего начать? Телепульт № 128, март 2011.
Детство – это то время когда можно и нужно все пробовать: балет и футбол, танцы и музыку, шить и узнавать другие языки, играть в шахматы и вставать на коньки. Так малыш узнает этот мир и ищет свое место в нем. Задача родителей помочь ему в этом. Что нужно знать при выборе кружка для своего ненаглядного чада, как не переусердствовать и, вовсе не отбить интерес у ребенка к каким-либо занятиям, нам рассказала директор детского центра «Ориентир» Евгения Владимировна Демидова.
– Евгения Владимировна, когда стоит отдавать ребенка в кружок или секцию? – Если вы хотите подготовить своего ребёнка к поступлению в престижную школу, то начать эту подготовку можно с 5-6 лет. Если же вы хотите найти путь к взаимопониманию с вашим ребёнком, понимаете, как уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно, тогда начните обучать ребёнка раньше. Главное, делайте это бережно и осторожно, никуда не торопясь, внимательно следя за его реакцией, не стремясь пока ни к каким результатам и не ставя перед собой никаких далеко идущих планов.
Также необходимо помнить, что у каждого развивающего занятия есть свои возрастные ограничения:
- занятия гимнастикой, лыжами, плаванием (с родителями) можно начинать с 3 лет;
- хоккей, футбол, художественная гимнастика, теннис рекомендуется посещать с 5-6 лет;
- волейбол, баскетбол, фехтование, велоспорт – с 8-9 лет;
- бокс – не ранее 12-13 лет;
- интеллектуальные виды спорта, например, шахматы, специалисты рекомендуют начинать осваивать уже с 3-х лет. Игра в шахматы позволяет решать сразу несколько задач: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности, развивает творческое мышление, вырабатывает целеустремлённость, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Обучаясь этой игре, ребёнок учится самостоятельно принимать решения;
- хоть способности к музыке есть у всех детей, их развитием нужно заниматься в раннем детстве. Ничего страшного нет в том, что ребёнок не станет профессиональным исполнителем или композитором. Успехи в музыке, опыт извлечения звуков, навыки музицирования и пения не только принесут огромное удовольствие, но и придадут уверенность в своих силах.
Близкое знакомство малыша с музыкой чаще всего осуществляется в момент, когда его приводят в музыкальную школу в возрасте 5 или старше лет. Но понимать и любить музыку научить не могут даже преподаватели, при том, что к 5 годам, музыкальные способности могут уже и угаснуть у малыша. Многие дети с самого рождения прислушиваются к музыке, порою даже перестав плакать. Учёные выяснили, что музыка способствует развитию интеллекта, она придаёт чувство психологического комфорта, помогает развитию внутреннего потенциала малыша, раскрытию его творческих способностей, улучшению памяти, поэтому занятия танцами и музыкой можно начинать с самого раннего детства, развитие мышц ребёнка, пластики и моторики никогда не бывает вредным или «несвоевременным»;
- заниматься математикой, чтением, изобразительным искусством можно начинать с 3 лет, когда ребёнок может воспринимать предлагаемый материал, который должен подаваться в игровой форме;
- иностранный язык лучше всего изучать в 4-8 лет, когда система родного языка ребёнком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. После десятилетнего возраста способность к изучению иностранных языков ослабевает.
– Сколько секций вы бы советовали посещать одновременно? –Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если он медлителен, нерасторопен, физически ослаблен, то не стоит перегружать его излишней деятельностью. Если же он активный, общительный, энергичный, то он сможет посещать большее количество занятий. Однако, ответить на этот вопрос однозначно вы сможете только, «прислушавшись» к своему ребёнку. – Если ребенок категорически отказывается идти на занятия, стоит ли его заставлять? – Занимаясь таким важным делом, как выбор направлений для развития вашего ребёнка, не забудьте и о его желаниях! Ведь именно ему предстоит заниматься этим в течение нескольких последующих лет. Если вы начали занятия, а малышу явно некомфортно – не стоит настаивать, попробуйте сделать небольшой перерыв, а потом начать снова. Если перерыв не пошёл на пользу, и ребёнок всё равно отказывается посещать занятия, подумайте, чем может быть вызван этот отказ: ему не нравится этот вид деятельности, он не нашёл общего языка с педагогом или коллективом, испугался трудностей, чувствует себя «белой вороной» и т.д. В конце концов, помните, что мозг малыша прекрасно защищён от перегрузок, и как только вы предложите материал, к восприятию которого ребёнок ещё не готов, он начнёт бурно протестовать и попросту откажется заниматься. Очень хорошо действует на желание ребёнка продолжать занятия решение родителей выполнять трудные задания вместе. – На что родителям обратить внимание при выборе «школы»? – Первым делом – на педагога, которому вы вверяете своего ребёнка. Он должен быть не только профессионалом своего дела, но и искренне любить детей, переживать за них и их успехи. Во-вторых, обратите внимание на расположение данного учреждения, - оно, по возможности, должно быть недалеко от вашего дома, чтобы не нарушать систему посещения, скажем, из-за погодных условий. – Весна - подходящее время для начала занятий, или лучше дождаться осени? – Если вы готовитесь к поступлению в школу, целесообразно начать занятия осенью, по аналогии с общеобразовательными учреждениями, - так ребёнку будет легче привыкнуть к системе «Учебный год – летние каникулы». Если же цель ваших занятий – развитие ребёнка, начинайте обучение тогда, когда удобно вам и работают образовательные учреждения.
Телепульт № 128. Март, 2011
|